Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
Материально-технические условия пребывания детей в детском саду, в целом, соответствуют требованиям ФГОС ДО к материально-техническим условиям реализации Основной образовательной программы ДО при учете индивидуальных особенностей воспитанников, в том числе:
- Требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 4.1.3049-13);
- Требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- Требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- Оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- Требования к материально-техническому обеспечению программы.
В МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори» созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, всестороннего развития воспитанников.
МДОУ функционирует в двухэтажном здании, отвечающем санитарно-гигиеническим, противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности, но требующем капитального ремонта.
Большое внимание уделяется безопасности детей в МДОУ, персонал детского сада открывает дверь по звонку в соответствии с утвержденным графиком, видеонаблюдение с 18-ти камер способствует поддержанию режима безопасного функционирования ДО.
Размещение и оснащение помещений направлено на развитие дошкольников, позволяло детям реализовывать свои потребности, творческие способности и интересы.
Одним из главных компонентов организации среды являлась ее безопасность. Расположение мебели, игрового и прочего оборудования отвечало требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, санитарно-гигиеническим нормам, требованиям эстетики.
Материально-технические условия – состояние здания, наличие разнообразных видов благоустройства и озеленения, бытовые условия в группах и кабинетах – удовлетворительные. Продолжена работа по озеленению территории, разбивке цветников.
Административно-хозяйственная работа в МДОУ в 2022 – 2023 учебном году была направлена на устранение замечаний по предписанию контролирующих организаций, созданию оптимальных условий в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.1.3049-13:
- Проведена реконструкция освещения в медицинском блоке в соответствии с требованиями СанПина.
- Проведена санитарная обработка матрацов, подушек, одеял.
- Проведена ревизия электросистемы в МДОУ – замена перегоревших светильников, ламп, вышедших из строя розеток и выключателей.
- Произведена покупка кухонной посуды и спец.одежды на пищеблоке.
- Покупка моющих и чистящих средств для создания условий в соответствии с требованиями СанПина.
- Приобретение системного блока в административный корпус.
- В этом учебном года были приобретены детский стулья, столы, кровати в групповые, игровая мягкая мебель, маркерные доски, мольберты, игровой центр «Парикмахерская», наглядно-дидактические пособия.
- Также приобретены стенды «Белгородская область», «Наши сотрудники», стенды-карманы для оборудования групповых помещений.
- В соответствии с требованиями пожарной безопасности проведена утилизация люминесцентных ламп в соответствии с требованиями.
Сведения о здании (зданиях)
Вид________типовое__________________________________________
назначение зданий и помещений______нежилое здание
проектная мощность (кв. м) __1069,7_____________________________
Данные о наличии специально оборудованных помещений для организации образовательного процесса:
Назначение | Функциональное использование | Используемая площадь | Примечание |
Музыкально-физкультурный зал | По назначению | 68,5 кв.м | |
Методический кабинет | По назначению | 15,6 кв. м | |
Групповая №1 | По назначению | 110,6 кв. м. | |
Групповая №2 | По назначению | 109,4 кв.м. | |
Групповая №3 | По назначению | 130,5 кв. м. | |
Групповая №4 | По назначению | 126,9 кв. м. | |
Групповая №5 | По назначению | 128,2 кв. м. | |
Групповая №6 | По назначению | 130,2 кв.м. | |
Медицинский блок | По назначению | 30 кв.м. | |
Пищеблок | По назначению | 51,6 кв.м. | |
Прачечная | По назначению | 33,2 кв.м. | |
Кабинет заведующего | По назначению | 8,8 кв.м. | |
Подсобные помещения (кладовые, электрощитовая, кубовая ) | По назначению | 15,4 кв.м. | |
Коридоры | По назначению | 110,8 кв.м. | |
Итого: | 1069,7 кв.м. |
Состояние материально – технической базы МДОУ:
Детский сад располагает следующими техническими средствами обучения:
- музыкальный центр – 1 шт.;
- магнитофон – 3 шт.;
- компьютер – 2 шт.;
- магнитно – маркерные доски – 7 шт.;
- переносной мольберт – 3 шт.;
- проектор – 1 шт.;
- экран – 1 шт.;
- фотоаппарат – 1 шт.;
Информация о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья
№ п/п | Наименование | Наличие |
1. | Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Нет |
2. | Обеспечение доступа в здание ДОО инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Нет |
3. | Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Есть (обеспечение диетическим питанием по требованию и медицинским показаниям) |
4. | Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Есть |
5. | Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Нет |
6. | Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Нет |
7. | Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | нет |
Особенности организации
развивающей предметно-пространственной среды в группах
Материально-техническое обеспечение программы:
- соответствие санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- соответствие правилам пожарной безопасности;
- средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- учебно-методический комплект, оборудование, оснащение
МДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств, для того чтобы избежать скученности детей и способствовать играм подгруппами в 3 – 5 человек. Все материалы и игрушки располагаются так, чтобы не мешать свободному перемещению детей, создать условия для общения со сверстниками. Предусмотрены «уголки уединения», где ребенок может отойти от общения, подумать, помечтать.
В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы и др.), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки, стимулирующие двигательную активность, несколько раз в день.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для обеспечения эмоционального благополучия ребенка
Для обеспечения эмоционального благополучия ребенка обстановка должна быть располагающей, в таком случае дети быстро осваиваются в ней, свободно выражают свои эмоции. Все помещения детского сада, предназначенные для детей, должны быть оборудованы таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и свободно. Комфортная среда — это среда, в которой ребенку уютно и уверенно, где он может себя занять интересным, любимым делом. Комфортность среды дополняется ее художественно-эстетическим оформлением, которое положительно влияет на ребенка, вызывает эмоции, яркие и неповторимые ощущения. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития самостоятельности
Среда должна быть вариативной, состоять из различных площадок (мастерских, исследовательских зон, библиотечек, игровых, лабораторий и пр.), которые дети могут выбирать по собственному желанию. Предметно-пространственная среда должна меняться в соответствии с интересами и проектами детей не реже, чем один раз в несколько недель.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности
Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности
Среда должна быть насыщенной, предоставлять ребенку возможность для активного исследования и решения задач, содержать современные материалы (конструкторы, материалы для формирования сенсорики, наборы для экспериментирования и пр.).
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности
Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение — важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателей и детей.
Особенности организации предметно-пространственной среды для самовыражения средствами искусства
Образовательная среда должна обеспечивать наличие необходимых материалов, возможность заниматься разными видами деятельности: живописью, рисунком, игрой на музыкальных инструментах, пением, конструированием, актерским мастерством, танцем, различными видами ремесел, поделками по дереву, из глины и пр.
Особенности организации предметно-пространственной среды для физического развития
Среда должна стимулировать физическую активность детей, присущее им желание двигаться, познавать, побуждать к подвижным играм. В ходе подвижных игр, в том числе спонтанных, дети должны иметь возможность использовать игровое и спортивное оборудование. Игровая площадка должна предоставлять условия для развития крупной моторики.
Игровое пространство (как на площадке, так и в помещениях) должно быть трансформируемым (меняться в зависимости от игры и предоставлять достаточно места для двигательной активности).
Развивающие помещения МДОУ
Помещение | Вид деятельности, процесс | Участники |
Музыкальный зал | Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп |
Праздники, развлечения, концерты, театры | Музыкальный руководитель, воспитатели, родители, дети всех возрастных групп | |
Организация дополнительных образовательных услуг (кружки) | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети дошкольного возраста | |
Театральная деятельность | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители | |
Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей | Педагоги ДОУ, родители, дети | |
Спортивный зал | Спортивные праздники, развлечения, досуги | Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп, родители |
Утренняя гимнастика | Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп | |
Образовательная область «Физическое развитие» | Инструктор по физической культуре, воспитатели, дети всех возрастных групп | |
Групповая комната |
Сенсорное развитиеРазвитие речи Познавательное развитие Ознакомление с художественной литературой и художественно – прикладным творчеством Развитие элементарных математических представлений Обучение грамоте Развитие элементарных историко – географических представлений Сюжетно – ролевые игры Самообслуживание Трудовая деятельность Самостоятельная творческая деятельность Ознакомление с природой, труд в природе Игровая деятельность |
Дети, педагоги |
Спальня | Дневной сонГимнастика после сна | Дети, воспитатели, помощники воспитателей |
Методический кабинет | Осуществление методической помощи педагогамОрганизация консультаций, семинаров, педагогических советов | Педагоги ДОУ |
Оснащение воспитательно-образовательного процесса
Вид помещения, функциональное использование | Оснащение |
Групповые комнаты· Сюжетно – ролевые игры · Самообслуживание · Трудовая деятельность · Самостоятельная творческая деятельность · Ознакомление с природой, труд в природе · Игровая деятельность |
· Детская мебель для практической деятельности· Книжный уголок · Уголок для изобразительной детской деятельности · Игровая мебель. Атрибуты для сюжетно – ролевых игр: «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Библиотека» · Природный уголок · Конструкторы различных видов · Головоломки, мозаики, пазлы, настольные игры, лото. · Развивающие игры по математике, логике · Различные виды театров · Физкультурное оборудование для гимнастики после сна: массажные коврики и мячи, резиновые кольца и кубики |
Спальное помещение· Дневной сон · Гимнастика после сна |
· Спальная мебель |
Раздевальная комната· Информационно – просветительская работа с родителями |
· Информационный уголок· Выставки детского творчества · Наглядно – информационный материал |
Методический кабинет· Осуществление методической помощи педагогам · Организация консультаций, семинаров, педагогических советов |
· Библиотека педагогической и методической литературы· Библиотека периодических изданий · Пособия для занятий · Опыт работы педагогов · Материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов · Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми · Иллюстративный материал · Игрушки, муляжи |
Музыкальный зал· Занятия по музыкальному воспитанию · Индивидуальные занятия · Тематические досуги · Развлечения · Театральные представления · Праздники и утренники · Занятия по хореографии · Занятия по ритмике · Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей |
· Библиотека методической литературы, сборники нот· Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала · Музыкальный центр · Пианино · Разнообразные музыкальные инструменты для детей · Подборка записей с музыкальными произведениями · Детские взрослые костюмы · Детские стулья |
Физкультурный зал· Физкультурные занятия · Спортивные досуги · Развлечения, праздники · Консультативная работа с родителями и воспитателями |
· Спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания· Спортивный инвентарь (мячи, скакалки, мешочки для бросания, султанчики и т.д.) |
Оснащенность МДОУ учебно – методическим материалом соответствует требованиям ФГОС ДО, образовательной программе «МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 с. Ясные Зори» и составляет свыше 87%, (248 экземпляров):
- методическое обеспечение образовательной области
«Социально – коммуникативное развитие» - 60 экз;
- методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие» - 57 экз;
- методическое обеспечение образовательной области
«Речевое развитие» - 25 экз;
- методическое обеспечение образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие» - 46 экз;
- методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие» - 13 экз;
- методическая литература общего пользования педагогического коллектива – 47 экз,
Постоянно приобретаются наглядные пособия, дидактическое и игровое оборудование. Коллективом МДОУ работа по улучшению условий для осуществления воспитательно-образовательного процесса ведется в системе.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Материально – техническое обеспечение дошкольной организации.
Вид помещения функциональное использование | Оснащение |
Групповая комната
|
|
Спальное помещение
|
|
Приёмная
|
|
Методический кабинет
|
|
Музыкальный зал
|
|
Физкультурный зал
|
|
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека отсутствует.
Наличие оборудованных объектов спорта
В ДОУ имеются:
-спортивный зал;
-спортивная площадка.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Для организации индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми в дошкольной образовательной организации имеется ноутбук , проектор, экран, магнитофоны.
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Наименование показателя | Фактическое значение |
Наличие в образовательном учреждении подключения к сети Internet, Кбит/сек | 256 Кбит/сек |
Количество Internet-серверов | 1 |
Наличие локальных сетей в дошкольном образовательном учреждении | Имеется |
Количество терминалов, с доступом к сети Internet- | 1 |
Количество единиц вычислительной техники (компьютеров) -всего -из них используются в образовательном процессе |
2 1 |
Мультимедиапроектор | 1 |
Количество интерактивных комплектов с мобильными кабинетами | 0 |
Наименование показателя | Фактическое значение |
Методические материалы и пособия в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования | 87 % - методическая литература, 56 % - художественная литература |
Наличие работы по обобщению передового педагогического опыта | 1 |
Наличие публикаций в педагогической печати | 8 |
Доля методических пособий (%) в библиотечном фонде | 87% |
Количество подписных изданий | 5 |
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Официальный сайт управления образования и науки Белгородской области
Российский образовательный портал.
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный портал «Российское образование»
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Белгородский государственный университет
Белгородская государственная универсальная научная библиотека
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
Документы отсутствуют
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Документы отсутствуют