ИГРАЕМ НА ХОДУ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ОБЩЕНИИ СО ВЗРОСЛЫМИ




Играем на ходу: развитие речи детей в общении со взрослыми
Родители часто сталкиваются с вопросом, как сделать обычные прогулки или поездки более полезными и развивающими для детей. Один из эффективных способов – это игры, направленные на развитие речи. Такие игры не требуют специальных материалов и могут проводиться в любое удобное время. Они помогают детям улучшать словарный запас, развивать навыки общения и учиться выражать свои мысли. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним. Вот несколько идей для таких игр:
1. Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
2. Игра «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;
роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;
зима, апрель, весна, осень, лето;
мама, подруга, папа, сын, бабушка.
3. Игра «Из чего сделано?»
Взрослый просит ребёнка посмотреть вокруг и назвать только те предметы, которые сделаны из пластмассы (дерева, металла, стекла, бумаги, железа и т. д.), а затем произнести: «Игрушка из пластмасса, значит она пластмассовая, дудочка из дерева, значит она деревянная и т. д.».
4. Игра «Что делают?»
Взрослый называет слово, например: «звезда», а ребёнок должен подобрать как можно больше глаголов к нему: светит, горит, сверкает, блестит, скрипит, темнеет, тает.
5. Игра «Скажи наоборот»
Взрослый кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:
Длинный - короткий, глубокий - мелкий, мягкий - твердый,
легкий - тяжелый, тонкий - толстый, густой - редкий,
сильный – слабый.